Гигиена полости рта для детей: обучение, выбор щетки и пасты для ребенка школьного возраста

Как ухаживать за молочными зубками – правила гигиены полости рта для детей

Гигиена полости рта для детей — наиважнейшая привычка, которая должна вырабатываться с самого рождения. Малыши любят копировать родителей.

Этим и надо воспользоваться взрослым для обучения ребёнка тому, как правильно ухаживать за зубками. А если подключить фантазию и превратить всё в игру, то малыш сам будет настаивать на процедуре.

  • Роль детской гигиены полости рта
  • Обучение гигиене ротовой полости
    • Уход за деснами и зубками грудничков
    • Уход за ротовой полостью у детей дошкольного и школьного возраста
  • Правила выбора детских гигиенических средств
  • Видео по теме


Этим и надо воспользоваться взрослым для обучения ребёнка тому, как правильно ухаживать за зубками. А если подключить фантазию и превратить всё в игру, то малыш сам будет настаивать на процедуре.

Как выбрать зубную пасту

Зубная паста, независимо от вида, имеет одинаковый состав. В нее входят:

  • абразивные частицы – это могут быть соединения кальция, кремния, натрия, мел;
  • вещества, которые усиливают очищающие свойства пасты – к примеру, лаурилсульфат натрия;
  • антисептические средства – к примеру, хлоргексидин;
  • пенообразователи, за счет которых паста хорошо пенится и легче распространяется по ротовой полости;
  • различные ароматизаторы и красители.

В зависимости от назначения пасты в стандартный состав добавляют различные вещества: растительные компоненты, фтор, микроэлементы, ферменты, витамины, антимикробные составы и прочее.

Пасты с обычным составом без специальных добавок называют гигиеническими. Это базовые средства, которые очищают зубы от мягкого налета и освежают дыхание.

Если есть какие-либо стоматологические проблемы, стоит использовать лечебно-профилактические виды паст. Они не просто очищают зубы и освежают дыхание, но и лечат такие заболевания, как гингивит, стоматит, кариес, кровоточивость десен, пародонтоз, повышенную чувствительность зубов и другие.

При развитии кариеса либо пародонтита, специалисты советуют проводить очистку зубов утром с противокариозной пастой, а вечером с противовоспалительной. Выбор зубной щётки должен осуществляться индивидуально, при этом специалисты рекомендуют обращать внимание на важные показатели: размер, жёсткость щетины, захват ручки. К примеру при кровоточивости дёсен подойдёт только мягкая щетина.

Первая зубная щетка для ребенка: когда купить и какую выбрать

Многие родители пребывают в заблуждении, что зубы надо начинать чистить, как только они появятся. На самом же деле необходимо это делать уже с первых месяцев жизни крохи. Только вместо щеточки для чистки зубов, десен и языка младенцев используют специальные салфетки. Отлично зарекомендовали себя в этом плане влажные салфетки-напальчники «АСЕПТА® Baby», которые специалисты рекомендуют малышам от 0 до 3 лет. Они позволяют эффективно удалять остатки пищи и проводить гигиену полости рта ребенка.

Для чистки зубов детей старше 6 месяцев подойдет силиконовая зубная щетка, удобно надеваемая на палец. С ее помощью одновременно с гигиенической процедурой производится и массаж десен, что особенно важно в периоды прорезывания зубов. Напальчники для чистки детских зубок удобны и просты, ими можно пользоваться до того момента, когда ребенок не научится чистить зубы сам. Обычно это происходит в возрасте около полутора-двух лет.

Всем понятно, что ребенок в этом возрасте еще не сможет чистить зубы правильно, и родителям придется доделывать «работу» за него. И все же затягивать с приучением к самостоятельному выполнению процедуры не стоит. Чем раньше вы привьете малышу полезную привычку чистить зубы, тем меньше хлопот будет впоследствии.

Первая полноценная щетка должна соответствовать следующим требованиям:

  • иметь мягкие и хорошо отполированные закругленные щетинки в количестве примерно 20 пучков – это позволит избежать повреждения десен;
  • отличаться небольшим размером головки – вполне достаточно, чтобы она была соизмерима с двумя зубами крохи;
  • обладать удобной для самостоятельного держания ребенком ручкой, желательно нескользкой.

Производители зубных щеток для детей особое внимание уделяют их дизайну. Детки впадают в восторг от щеток-игрушек, выполненных в виде персонажа любимого мультфильма или сказки. Привлекательные рисунки часто украшают собой и ручки детских щеточек. Несомненно, эстетическая сторона тоже важна, ведь она помогает привить интерес к процессу чистки зубов, но все же в первую очередь при выборе щетки нужно ориентироваться на ее технические характеристики.

  • иметь мягкие и хорошо отполированные закругленные щетинки в количестве примерно 20 пучков – это позволит избежать повреждения десен;
  • отличаться небольшим размером головки – вполне достаточно, чтобы она была соизмерима с двумя зубами крохи;
  • обладать удобной для самостоятельного держания ребенком ручкой, желательно нескользкой.

Как правильно ухаживать за деснами в первые месяцы жизни?

Очищать ротовую полость нужно с рождения младенца. Слабый иммунитет не может справляться с поступающими из внешней среды бактериями, новорожденный постоянно берет ручки в рот, облизывает игрушки. Молочная пища – питательная среда для микроорганизмов, поэтому десны нужно регулярно очищать.

Сначала зубными пастами можно не пользоваться. Достаточно обмотать палец марлей или воспользоваться специальной щеткой-напальчником, смочить в теплой воде и аккуратно очистить язык, десны и внутреннюю поверхность щек. Разрешается пользоваться слабым содовым раствором, он обладает противовоспалительными и обеззараживающими свойствами.

Гигиена заключается не только в очищении ротовой полости. Мамы часто вместо того, чтобы помыть щетку, облизывают ее. Нельзя так делать, ведь микроорганизмы взрослого человека, попав в рот малыша, могут спровоцировать возникновение различных воспалительных процессов (в том числе молочницу или стоматит).

  • длина головки около 1,5–2 см;
  • щетина мягкая и короткая;
  • если чистит зубы взрослый, ручка должна быть длинной, если малыш – толстой и небольшой, чтобы ему было удобно ее обхватить;
  • замена зубной щетки через 2–3 месяца;
  • если ребенок переболел стоматитом, рекомендуется поменять средства гигиены.

Можно ли использовать электрическую щетку

Безусловно, современные технологии лишь облегчают жизнь. Электрические щетки удобны в использовании, отлично удаляют налет, не травмируют десны. Но следует приобретать специализированные приспособления сообразно возрасту малыша. Начиная с 3-летнего возраста можно использовать электрические аппараты, совершающие по 5600 возвратно-поступательных колебаний в минуту. С 7-9 лет переходите на электрическую щетку с количеством 7000 движений в минуту.

Важно! Режим пульсации в детской электрической щетке должен быть исключен, т.к. есть высокий риск повредить эмаль и десны. Ультразвуковые приборы могут использоваться только по достижении 9-летнего возраста.

Использовать зубную «помощницу» можно с момента прорезывания самого первого зуба. Здесь стоит отдавать предпочтение маркировке «0+» на упаковке. Такое изделие имеет очень маленькую головку. А щетинки экстра-мягкие – очень короткие, тонкие и расщепленные на кончиках (для большей мягкости). Детям с 3 лет также стоит приобретать щетки с мягкой щетиной. А школьникам с 9 лет можно пользоваться даже взрослыми щетками, но с маркировкой «Sensitive», то есть также мягкие, но они все-таки несколько жестче, чем у совсем малышей.

Обучение детей гигиене полости рта

Обучение детей индивидуальной гигиене полости рта следует начинать с 2-4-летнего возраста. При этом необходимо учитывать возрастные психологические особенности этой группы детей. Они заключаются в склонности к подражанию, наклонности к коллективным занятиям и осмотрам. Поэтому первоначально осматривают более спокойных детей, что служит примером для подражания. В этом возрасте велика внушаемость, которую надо использовать.

Основой работы с детьми должны быть беседа, непосредственное общение. В указанном возрасте дети слишком малы, чтобы понять необходимость ухода за полостью рта, и объяснение этого для них просто скучно. Вместе с тем приобретенные в этом возрасте навыки становятся особенно прочными и остаются на всю жизнь. Основой их воспитания у детей должны стать игровые ситуации. Обучить детей правильным навыкам ухода за полостью рта можно только в хорошем настроении.

Этому служат красивые зубные щетки, чашки для полоскания, цвет и форма предметов, наличие любимых игрушек.

Обучение детей 5-7 лет целесообразно начать с беседы о роли зубов для здоровья, необходимости ухода за ними, так как в этом возрасте дети уже способны воспринять эти знания. Дальнейшие занятия также необходимо строить в форме интересной, занимательной игры.

Обучение чистке зубов обычно независимо от возраста обучаемого начинают с демонстрации. Медицинский работник должен выполнять все манипуляции с объяснением их значения и порядка выполнения. Обычно выделяют 7 последовательных этапов:

Читайте также:  Десневой карман между зубами: симптомы, почему образовался, как лечить, как убрать, воспаления

2) полоскание рта водой;

3) мытье зубной щетки с мылом;

4) нанесение зубной пасты на головку щетки;

6) полоскание рта водой;

7) мытье зубной щетки, намыливание ее и хранение в стакане.

Дошкольников 2-4 лет рекомендуется обучать в детском саду (7 занятий по 15 мин) в следующей последовательности:

1-е занятие-осмотр полости рта детей с помощью стоматологического зеркала и шпателя;

2-е занятие-обучение ребенка полосканию полости рта с последующим закреплением навыка и контролем его после еды;

3-е занятие – рассказ о зубной щетке, ее назначении, демонстрация пользования на модели;

4-е занятие – обучение детей пользованию щеткой на моделях челюстей и контроль этого навыка;

5-е занятие – чистка зубов детьми без пасты с последующим мытьем щетки водой, высушиванием и хранением в стакане с закреплением в дальнейшем этого навыка.

6-е занятие – чистка зубов детьми без пасты утром и вечером (дома) под контролем родителей (воспитателей, медицинского работника);

7-е занятие (дома) – чистка зубов детьми утром и вечером с пастой, осуществление ухода за зубной щеткой, полоскание рта.

У дошкольников 5-7 лет методика обучения аналогична (7 занятий), однако больше внимания уделяется объяснению правил чистки зубов, проведению ее на игрушках, а главное – контролю за усвоением правил чистки каждым ребенком путем определения индекса гигиены до и после чистки зубов. Поэтому детям нужно объяснить роль окрашивания зубного налета и значение удаления его при гигиене полости рта.

Для формирования положительных эмоций у детей при обучении необходимо подбирать “вкусную” пасту, яркие щетки, красивую посуду для полоскания.

У детей младшего школьного возраста (1-4-е классы) обучение гигиене полости рта проводятся в 5 уроков. В этом возрасте больше внимания следует уделить рассказу о роли зубов в жизни человека, их заболеваниях, возможности их предотвращения, мероприятиях по профилактике заболеваний полости рта. Детей целесообразно познакомить с более широким кругом средств и предметов ухода за полостью рта: зубными щетками, пастами, порошками и эликсирами.

В обучении гигиене полости рта большая роль отводится контролю за качеством чистки зубов, коррекции ошибок, повторному контролю, так как их данные являются наглядным показателем качества и умения ухода за полостью рта. Обучение взрослых чистке зубов идет по описанным правилам с учетом их сознательного отношения к гигиене, но тоже с обязательным контролем.

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

– наглядные пособия: таблицы, схемы, муляжи, тренажёры, плакаты, слайды.

– средства стоматологического просвещения: буклеты, брошюры, памятки, стенды, выставки.

5. Практическая работа:

– Название практической работы:профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

заполнение карты пациента.

Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.

– Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска.

Порядок выполнения работы: опрос с выяснением качественного состава пищи,

профилактический осмотр, заполнение карты обследования.

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1. С какого возраста необходимо начинать гигиеническое обучение детей.

2. Основные средства гигиены полости рта.

3. Состав зубных паст.

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1. Методы чистки зубов.

2. Стандартный метод чистки зубов.

3. Контролируемая чистка зубов.

4. С какого возраста необходимо начинать гигиеническое обучение детей?

5. В чем заключаются особенности индивидуальной гигиены полости рта при различных стоматологических заболеваниях и лечебных мероприятиях?

8. Хронокарта учебного занятия:

Этапы занятияВремя
1. Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние5 минут
2. Проверка домашнего задания, опрос35 минут
3. Объяснение нового материала.35 минут
4. Самостоятельная работа студентов: прием пациентов, заполнение истории болезни.65 минут
5. Обобщение занятия, задание на дом.5 минут

9. Самостоятельная работа студентов:

1. Перечислить все методы чистки зубов.

2. Описать методику стандартного метода чистки зубов.

3. Описать подбор зубной щетки и метода чистки зубов для ребенка 5 лет.

4. Тестовые задания.

10. Перечень учебной литературы к занятию:

1. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. Москва, 2003 год

2. Муравянникова Ж.Г. Стоматологические заболевания и их профилактика.

3. Максимовский М.Ю., Сагина О.В. Основы профилактики стоматологических заболеваний.

4. Арутюнов С.Д. Профилактика кариеса.

5. Скорикова Л.А., Волков В.А., Лапина Н.П., Баженова Н.В., Еричев И.В. Пропедевтика стоматологических заболеваний. Краснодар, 2005 год

6. Максимовский М.Ю. Терапевтическая стоматология. Москва, 2002 год

ЗАНЯТИЕ №7

1. Тема занятия:

«Индивидуальная гигиена полости рта. Дополнительные средства гигиены. Жидкие средства гигиены полости рта ( настои, настойки, ополаскиватели, элексиры, спреи и дезодоранты). Способы их применения. Электрические средства гигиены полости рта. Классификация жевательных резинок. Ошибки допускаемые при проведении личной гигиены полости рта».

2. Цель занятия:

Студент должен знать:

1. Дополнительные средства и предметы гигиены полости рта.

2. Классификация жидких средств гигиены полости рта.

3. Электрические средства гигиены полости рта. Методика применения.

4. Классификация жевательных резинок.

Студент должен уметь:

1. Проводить стоматологический осмотр.

3. Подобрать дополнительные средства гигиены полости рта в зависимости от возраста и состояния полости рта.

2. Обучить пациента стандартному методу чистки зубов.

Студент должен ознакомиться:

– с дополнительными средствами гигиены полости рта,

– с показаниями и способами применения жидких средств гигиены полости рта,

– с разновидностями электрических предметов гигиены полости рта,

– с классификацией жевательных резинок,

– с ошибками, допускаемыми при проведении личной гигиены полости рта.

«Индивидуальная гигиена полости рта. Дополнительные средства гигиены. Жидкие средства гигиены полости рта ( настои, настойки, ополаскиватели, элексиры, спреи и дезодоранты). Способы их применения. Электрические средства гигиены полости рта. Классификация жевательных резинок. Ошибки допускаемые при проведении личной гигиены полости рта».

Что такое ксилит и почему он важен

Молочные детские зубы более уязвимы и подвержены влиянию кариеса, чем коренные. Вместе с конфетами, сладкой едой и газированными напитками бактерии, вызывающие кариес, получают сахар — вещество необходимое для их роста и развития. Бактерии перерабатывают сахар в кислоту и она разъедает эмаль, в ней появляются микротрещины. Через них бактерии попадают внутрь — так начинается кариес.
Ксилит или ксилитол (xylitol) — натуральное белое кристаллическое вещество со сладким вкусом, которое содержится в волокнах фруктов, овощей, березовой коре и даже грибах и не является питательной средой для бактерий. При добавлении ксилита вместо сахара, он приостанавливает рост и развитие кариеса.
Кроме того, употребление ксилита вместо сахара:

  • Улучшает состояние десен — бактериальный налет не успевает накапливаться, снижая вероятность воспаления тканей.
  • Ускоряет процесс реминерализации эмали, уменьшая тем самым уже существующий кариес и замедляя развитие нового.

Ксилит используется не только в качестве сахарозаменителя, но и добавляется в состав средств для ухода за полостью рта. Продукты с содержанием ксилита можно употреблять в любом возрасте. Детям достаточно 2-3 подушечек жевательной резинки со 100%-м ксилитом в день, чтобы значительно снизить риск образования налета и кариеса. Вот какие продукты с ксилитом понравятся детям:

Для успешной мотивации также можно попробовать различные варианты. Например, приобрести:

Выбор средств и способов

Выбор средств для гигиены полости рта производится в индивидуальном порядке врачом-стоматологом для конкретного пациента. Учитываются индивидуальные особенности и потребности организма.

Врач рассказывает о том, какую необходимо приобрести щетку, пасту, флосс (зубную нить) и дополнительные средства гигиены. Отдельным плюсом является наличие у врача в кабинете подобных продуктов, которые пациент при желании может приобрести.

Существует два основных подхода к обучению чистке полости рта – демонстрационное и практическое. В случае демонстрационного обучения врач показывает пациенту необходимые действия на модели, сопровождая свои действия пояснениями. На модели врач может проверить уровень текущих практических навыков пациента по чистке зубов.

Практическим обучением является перенесение демонстрации на личный опыт – иными словами, пациент тестирует полученные навыки на себе.

Читайте также:  Синус лифтинг – методика проведения операции, риски, показания, стоимость и обоснованность проведения процедуры

Практическое обучение также может быть использовано в диагностических целях, дабы проверить, насколько тщательно пациент проводит процедуру. После такой «тестовой» чистки производится окрашивание налета и его визуальная оценка.

В видео представлена дополнительная информация о выборе средств, приспособлений и проведении чистки зубов.



В качестве наглядных примеров для пациента лучше использовать различные визуальные пособия. В случае с демонстрацией вреда отложений на эмали лучше всего прибегнуть к нативному препарату, который можно рассмотреть через микроскоп, или демонстрации отложений после показательной чистки зондом или нитью.

Гигиена полости рта детей в возрасте от 6 до 12 месяцев

Начинать очищение полости рта ребенка необходимо с момента прорезывания первого зуба. Первым методом, применяемым для очищения зубов, является протирание.

Взрослый, осуществляющий эту процедуру, должен провести ее быстро, эффективно и безопасно, для чего необходимо расположить ребенка так, чтобы хорошо видеть очищаемые зубы и иметь возможность сдерживать движения ребенка. Эту процедуру можно проводить силами одного или двух взрослых. В первом случае ребенка нужно расположить на коленях и согнутой в локте руке — так, как это делают при кормлении ребенка грудью.

Во втором случае взрослые садятся лицом друг к другу, ребенка кладут на сомкнутые колени; чистку зубов проводит тот, кто находится по отношению к ребенку «на 12 часах», другой в это время придерживает ручки и ножки ребенка, успокаивает его поглаживающими движениями, ласковой речью и т.д. Резцы протирают влажной марлей, направляя движения от десны к режущему краю резцов. Протирание проводят 1—2 раза в день.

По мере адаптации ребенка к процедурам в его полости рта начинают применять щетку: предпочтительна щетка с маленькой головкой, мягкой щетиной, что соответствует особенностям полости рта ребенка, и длинной ручкой, удобной для удержания в руке взрослого. Щетку увлажняют, но пасту, как правило, не используют: во-первых, паста ухудшает возможности зрительного контроля за движениями в полости рта, во-вторых, растущий во рту объем пенящейся пасты может испугать ребенка, в-третьих, паста будет неизбежно проглочена ребенком. Резцы очищают короткими вертикальными движениями от десны к режущему краю.

В идеальном варианте родители должны быть обучены этим способам ухода за полостью рта ребенка стоматологом или стоматологическим персоналом заранее — во время бесед акушера и стоматолога с беременными, педиатром и его патронажной сестрой сразу после рождения ребенка, в крайнем случае – во время первого визита членов увеличившейся семьи к стоматологу. Важно обучить семью методам контроля полноты удаления отложений с зубов ребенка.

По мере адаптации ребенка к процедурам в его полости рта начинают применять щетку: предпочтительна щетка с маленькой головкой, мягкой щетиной, что соответствует особенностям полости рта ребенка, и длинной ручкой, удобной для удержания в руке взрослого. Щетку увлажняют, но пасту, как правило, не используют: во-первых, паста ухудшает возможности зрительного контроля за движениями в полости рта, во-вторых, растущий во рту объем пенящейся пасты может испугать ребенка, в-третьих, паста будет неизбежно проглочена ребенком. Резцы очищают короткими вертикальными движениями от десны к режущему краю.

Гигиена полости рта у младших школьников

К двум-двум с половиной годам ребенок становиться обладателем 20 молочных зубов. В этот период в связи с сокращением межзубных промежутков и уменьшением слюноотделения затрудняется естественное самоочищение зубов, характерное для детей более младшего возраста. Кроме того, преимущественное употребление детьми мягкой, измельченной пищи (каши, паровые котлеты, пюре, мягкий хлеб) не способствует очистке зубов в процессе жевания. В результате во рту скапливаются пищевые остатки. Они являются хорошей питательной средой для многочисленных микробов. Под влиянием бактерий остатки пищи, застрявшие в межзубных промежутках, подвергаются распаду, брожению и гниению. Отсутствие гигиенического ухода приводит к тому, что скапливающиеся продукты гниения и брожения отрицательно влияют на твердые ткани зубов, раздражает слизистую оболочку десен, вызывают воспалительные явления.

С 15 до 18

Подростки способны самостоятельно ухаживать за полостью рта. Для чистки уже можно использовать пасты и щетки для взрослых.

Задача родителей периодически контролировать подростка, контроль надо вести не только за своевременным уходом, но и за регулярным посещением стоматолога в целях профилактики.

Обучение гигиеническим правилам в этом возрасте проводят, как для взрослых.


Обучение гигиеническим правилам в этом возрасте проводят, как для взрослых.

Обучение гигиене полости рта детей. Почему необходимо следить за состоянием полости рта у ребенка

По данным Всемирной организации здравоохранения 92% людей во всем мире неправильно чистят зубы, следовательно, взрослые неправильно учат чистить зубы своих детей. А в детском возрасте вероятность возникновения кариеса близка к 100%. Это связано с неспособностью детского организма противостоять бактериям, со строением и уязвимой структурой самого зуба и др.

Наиболее оптимальный вариант для родителей – проконсультироваться с гигиенистом стоматологическим, который покажет малышу, как правильно чистить зубы, и расскажет, с какой регулярностью нужно это делать.

Основные правила гигиены полости рта для детей

  • Следует чистить зубы как минимум 2 раза в день специальной пастой и детской щеткой: после завтрака и перед сном.
  • Новую зубную щетку моют с мылом. Перед и после каждого использования промывают водой, хранят в стакане щетиной вверх. Футляр используют только в дороге.
  • Зубная щетка со временем изнашивается, ее необходимо менять каждые 1-3 месяца.
  • Зубная нить должна стать незаменимым помощником в гигиене полости рта.
  • Для того чтобы предупредить возникновение кариеса, количество перекусов в течение дня, тем более сладких, лучше всего свести к минимуму.
  • Каждые полгода следует посещать кабинет врача-стоматолога, в случае если нет проблем с зубами. Если проблемы есть, визиты к врачу должны происходить чаще.

Первые месяцы жизни – ухаживаем за деснами

В первые 6 месяцев жизни происходит массовое заселение ротовой полости микробами, что создает благоприятные условия для возникновения различных болезней. Чтобы не произошло непоправимого, после каждого кормления малютке следует протирать десны специальными напальчниками или специальными салфетками.

Важен и тот факт, что у ребенка постепенно возникает привыкание к ежедневным гигиеническим процедурам. Когда позднее появится необходимость выполнять полноценную чистку, малыш не станет капризничать и отказываться от подобных манипуляций над зубами. То есть вы не только заботитесь о гигиене полости рта, но и обучаете детей навыкам ухода за собой.

Учимся чистить молочные зубы

Малыши, которые уже обзавелись зубками, с родительской помощью начинают сами чистить первые молочные зубы специальной зубной щеткой для детей. При этом начинать нужно с 15-20 секунд на каждую чистку, постепенно увеличивая продолжительность. Главная задача мамы на данном этапе – пробудить интерес у ребенка к рутинному, но необходимому занятию. Существуют беспроигрышные способы:

  • Обучение гигиене полости рта у детей идет на ура, если родители предлагают ребенку игру. Услышав, как добрая зубная «тетя-щетка» один за другим чистит зубки, делая их красивыми и выгоняя вредных микробов, большинство малышей с охотой откроет рот и терпеливо дождется окончания процесса.
  • Еще один действенный метод приучения – делать, как мама. Зачастую, дети копируют поведение родителей, их речь и мимику. Тем же способом они узнают, как правильно чистить зубы. Совершая ежедневную чистку вместе с малышом, и при этом, помогая ему, вы убедитесь, что через какое-то время чадо само потянется за зубной щеткой. Главное, чтобы ребенку нравился вкус зубной пасты!

Средства гигиены полости рта для детей

Необходимые предметы для детской гигиены полости рта – это зубная щетка и паста. Детскую зубную щетку следует выбирать с мягкой и относительно короткой щетинкой в 2 см, маленькой узкой головкой в два ряда пучков и длинной ручкой. Подросшему малышу, который начинает чистить зубы сам, лучше всего подойдет щетка с не длинной ручкой, но при этом объемной – для упрощения процедуры. Дозировка пасты не должна превышать размеров ноготка на мизинце ребенка. Малыш будет охотнее чистить зубы специальной детской пастой с приятным вкусом и ароматом.

Также существуют салфетки для гигиены полости рта. Они предназначены для детей, которым еще рано пользоваться зубными щетками и пастами. Эти салфетки являются прекрасным средством для очищения зубов и десен малыша. В составе салфеток содержится ксилит, который подавляет рост и размножение бактерий, вызывающих кариес. Они незаменимы и в период прорезывания зубов. Желательно хранить их в холодильнике, так как прохладные салфетки помогут смягчить болевые ощущения в деснах малыша. Кроме того, они помогут впоследствии приучить ребенка к будущим ежедневным гигиеническим процедурам.

Читайте также:  Стоматолог-хирург: что делает и что лечит?

Еще один необходимый предмет гигиены – зубная нить. Помогайте малышу удалять зубной налет между зубами и в области десен с помощью нити.

Профессиональная гигиена полости рта у детей

Под профессиональной гигиеной принято понимать комплекс процедур, цель которых – оздоровить ткани и органы ротовой полости и предупредить возникновение стоматологических недугов. Сюда входит снятие мягкого и твердого налета с зубов, закрытие фиссур, то есть зубных ямочек, придание им меньшей уязвимости, а также покрытие зубной поверхности специальным лаком. Помимо профилактической процедуры врач может провести урок гигиены полости рта, подобрать для ребенка пасту и щетку, исходя из индивидуальных особенностей строения ротовой полости, а также дать полезные и грамотные советы по уходу.

Обращаем внимание на то, что уход за зубами ребенка требует особого отношения в связи с последующим формированием постоянных зубов. Ведь, насколько будут здоровы молочные зубы, настолько будут крепки и постоянные.

Материал подготовила заведующая терапевтическим отделением, врач-стоматолог терапевт, врач-стоматолог детский Татьяна Владимировна Розен.

Также существуют салфетки для гигиены полости рта. Они предназначены для детей, которым еще рано пользоваться зубными щетками и пастами. Эти салфетки являются прекрасным средством для очищения зубов и десен малыша. В составе салфеток содержится ксилит, который подавляет рост и размножение бактерий, вызывающих кариес. Они незаменимы и в период прорезывания зубов. Желательно хранить их в холодильнике, так как прохладные салфетки помогут смягчить болевые ощущения в деснах малыша. Кроме того, они помогут впоследствии приучить ребенка к будущим ежедневным гигиеническим процедурам.

Проверено экспертами

Весь медицинский контент журнала Colady.ru написан и проверен командой экспертов с медицинским образованием, чтобы обеспечить достоверность информации, изложенной в статьях.

Мы ссылаемся только на академические научно-исследовательские учреждения, ВОЗ, авторитетные источники и на исследования в открытом доступе.

Информация в наших статьях НЕ является медицинской консультацией и НЕ заменяет обращение к специалисту.

Время на чтение: 9 минут

Невозможно переоценить важность правильного ухода за полостью рта, тем более, когда речь идет о малышах. От грамотной гигиены полости рта напрямую зависит здоровье зубов и десен крохи, включая те зубы, которые еще не прорезались.

Когда начинать гигиенические процедуры, и без чего будет не обойтись?

Содержание статьи:

Мы ссылаемся только на академические научно-исследовательские учреждения, ВОЗ, авторитетные источники и на исследования в открытом доступе.

Гигиена полости рта у детей

  • Здоровые и крепкие молочные зубы: основы гигиены полости рта в детском возрасте
  • Важность поддержания гигиены полости рта в раннем возрасте
  • Общие правила гигиены
  • Как ухаживать за полостью рта в первые годы жизни ребенка
  • Как чистить молочные зубки
  • Профессиональная гигиена ротовой полости у ребенка

Порядка 92% людей во всем мире не умеют правильно чистить зубы 1 . Получается, что родители, не имея четкого представления о том, как корректно проводить данную процедуру, учат своих детей заведомо неправильной чистке зубов. А ведь строение зубочелюстной системы взрослого человека существенно отличается от детского. Соответственно, и гигиена полости рта у детей имеет некоторые особенности.

Методика обучения детей чистке зубов в зависимости от возраста. Контролируемая чистка зубов в организованных детских коллективах.

Обучение детей индивидуальной гигиене полости рта следует начинать с 2-4-летнего возраста. Основой работы с детьми должны быть беседа, непосредственное общение. Основой их воспитания у детей должны стать игровые ситуации. Обучить детей правильным навыкам ухода за полостью рта можно только в хорошем настроении. Этому служат красивые зубные щетки, чашки для полоскания, цвет и форма предметов, наличие любимых игрушек.

Обучение детей 5-7 лет целесообразно начать с беседы о роли зубов для здоровья, необходимости ухода за ними, так как в этом возрасте дети уже способны воспринять эти знания. Дальнейшие занятия также необходимо строить в форме интересной, занимательной игры.

Обучение чистке зубов обычно независимо от возраста обучаемого начинают с демонстрации. Медицинский работник должен выполнять все манипуляции с объяснением их значения и порядка выполнения. Обычно выделяют 7 последовательных этапов:

2) полоскание рта водой;

3) мытье зубной щетки с мылом;

4) нанесение зубной пасты на головку щетки;

6) полоскание рта водой;

7) мытье зубной щетки, намыливание ее и хранение в стакане.

Дошкольников 2-4 лет рекомендуется обучать в детском саду (7 занятий по 15 мин) в следующей последовательности:

1-е занятие-осмотр полости рта детей с помощью стоматологического зеркала и шпателя;

2-е занятие-обучение ребенка полосканию полости рта с последующим закреплением навыка и контролем его после еды;

3-е занятие – рассказ о зубной щетке, ее назначении, демонстрация пользования на модели;

4-е занятие – обучение детей пользованию щеткой на моделях челюстей и контроль этого навыка;

5-е занятие – чистка зубов детьми без пасты с последующим мытьем щетки водой, высушиванием и хранением в стакане с закреплением в дальнейшем этого навыка.

6-е занятие – чистка зубов детьми без пасты утром и вечером (дома) под контролем родителей (воспитателей, медицинского работника);

7-е занятие (дома) – чистка зубов детьми утром и вечером с пастой, осуществление ухода за зубной щеткой, полоскание рта.

У дошкольников 5-7 лет методика обучения аналогична (7 занятий), однако больше внимания уделяется объяснению правил чистки зубов, проведению ее на игрушках, а главное – контролю за усвоением правил чистки каждым ребенком путем определения индекса гигиены до и после чистки зубов. Поэтому детям нужно объяснить роль окрашивания зубного налета и значение удаления его при гигиене полости рта.

Для формирования положительных эмоций у детей при обучении необходимо подбирать “вкусную” пасту, яркие щетки, красивую посуду для полоскания.

У детей младшего школьного возраста (1-4-е классы) обучение гигиене полости рта проводятся в 5 уроков. В этом возрасте больше внимания следует уделить рассказу о роли зубов в жизни человека, их заболеваниях, возможности их предотвращения, мероприятиях по профилактике заболеваний полости рта. Детей целесообразно познакомить с более широким кругом средств и предметов ухода за полостью рта: зубными щетками, пастами, порошками и эликсирами.

В обучении гигиене полости рта большая роль отводится контролю за качеством чистки зубов, коррекции ошибок, повторному контролю, так как их данные являются наглядным показателем качества и умения ухода за полостью рта.

Контролируемая чистка зубов включает в себя следующие этапы:

1) Очищение зубов пациента привычным для него самого способом. Этот этап необходим для того, чтобы стоматолог мог выявить ошибки, которые допускает пациент в процессе такой чистки;

2) Проводится нанесение на оставшийся на зубах пациента налет стойкого красителя – это необходимо для оценки эффективности чистки;

3) Оценка качества проведенной пациентом чистки. Благодаря нанесенному красителю места, в которых остался налет, будут окрашены. Также врач оценивает показатель гигиены и рассказывает пациенту о всех допущенных им ошибках;

4) Врач-стоматолог предлагает своему пациенту методы, с помощью которых получится исправить ситуацию. Врач показывает пациенту, в каком порядке необходимо осуществлять движения при чистке зубов (демонстрация проводится на специальных моделях). Также пациенту предлагается использовать современные методы и средства гигиены ротовой полости, рассказывается, как правильно выбрать наиболее подходящую зубную нить, щетку и пасту, а также ополаскиватель для рта. Пациент получает подробную информацию о новейших способах и методов удаления зубного налета;

5) Врач предлагает пациенту опять провести чистку зубов, но уже с учетом всех сделанных ему замечаний;

6) Стоматолог снова оценивает количество налета и показатель гигиены и сравнивает данный результат с первоначальным.

3-е занятие – рассказ о зубной щетке, ее назначении, демонстрация пользования на модели;

Добавить комментарий